К содержимому страницы

Архитектура

Биография Бухвостова Якова Григорьевича

Яков Григорьев сын Бухвостов был родом из семьи крепостных крестьян села Никольское-Сверчково (Дмитровский уезд, ныне Клинский район), принадлежавшего окольничему боярину М.Ю.Татищеву.

Вся биография зодчего – по сути, только его произведения. Ни точная дата рождения, ни подробности его личной жизни до нас не дошли.

Впервые имя «Якушка Бухвостов» встречается в 1681г., в документе о торгах на постройку Воскресенской церкви на Пресне (не сохр.). Подряд достался не Бухвостову, а его главному конкуренту на протяжении всей жизни – Осипу Дмитриевичу Старцеву.

Несмотря на то, что на протяжении почти десяти лет о зодчем нет никаких упоминаний в документах, он, судя по всему, работал достаточно много, так как 16 мая 1690 года он заключает очень крупный контракт на возведение стен и башен Новоиерусалимского монастыря, что свидетельствует о его известности и опыте. Незадолго до постройки стен Нового Иерусалима,

1 января 1690 года он получает подряд на строительство келий в Моисеевом монастыре (монастырь располагался на углу Тверской и Моховой улиц, там, где сейчас находится гостиница «Националь») и берется за нее «со товарищи» – Иваном Парфеновым, Матвеем Федоровым и Прокофием Ивановым.

Окружить стенами с башнями такое необычное здание, как Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре, было делом чрезвычайно сложным в художественном плане. Стены были поставлены в форме неровного семигранника в плане; в их углах расставлены башни. Всего башен вокруг монастыря восемь; все они восьмигранные, за исключением одной в шесть граней. Декор стен и башен схож, они представляют собой единый и органичный ансамбль.

Строительство ограды Новоиерусалимского монастыря было окончено к 1694г. К этому времени Бухвостов уже около года1693 г. работал над возведением нового Успенского собора в Рязани, и поэтому практически все работы по завершению Святых ворот с Входоиерусалимской церковью и одноэтажными пристройками в Новом Иерусалиме были оставлены на артель Филиппа Папуги и его товарищей, костромских крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых.

Необычен сам тип надвратной церкви – «восьмерик на четверике». Для своего времени он был новым и очень быстро распространился в строительстве вотчинных церквей.

Уже в 1694г. Бухвостов взял новый подряд на строительство Спасской церкви в селе Уборы, Имении боярина П.В.Шереметева-младшего. В течение трех строительных сезонов разрываясь между собором в Рязани (Переяславле-Рязанском) и церковью в Уборах, зодчий в итоге не успел выстроить последний в срок, и против него заказчиком было заведено судебное дело.

Бухвостова арестовали, но после вынесения приговора «бить кнутами нещадно».Шереметев, боясь остаться с недостроенным храмом, попросил избавить зодчего от наказания.

До окончания постройки собора Шереметев не дожил. Приступая к постройке нового храма в своей усадьбе, Петр Шереметев не просто думал заменить рядовую деревянную церковь каменной, а хотел, чтобы Яков Бухвостов создал выдающееся посвоим художественным качествам произведение, не уступающее лучшим московским храмам того времени.

И зодчий исполнил желание своего заказчика.

Спасский храм относится к древнерусскому типу храмов «иже под колоколы» то есть, верхний ярус высокого храма являлся одновременно и звонницей. В основании храма – четверик, на него поставлены три уменьшающихся восьмерика. Весь четырёхъярусный объём поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею с помощью невысоких парапетов. Завершено здание миниатюрной главой. Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное декоративное убранство. Здесь каменная резьба необыкновенно скульптурна, пластична и объёмна. Будто это и не камень вовсе, а лепнина, рельефно выступающая на фоне терракотовых стен. В пышном убранстве чувствуются западноевропейские барочные тенденции. Особенно они ощутимы в пространстве парапета, заполненном барельефными мотивами изобилия (виноградные кисти, заморские плоды и цветы). Белокаменной резьбе вторят пышные наличники окон, украшенные завитками растительного орнамента, изящные колонны и порталы, обрамленные фигурными очельями, выделяющиеся на фоне оранжево-красных стен. Тут же рядом характерные для национального зодчества висячие гирьки и резные гребешки. Традиционные для барокко полуколонки здесь отделились от плоскости стен, и сплошь декорированы либо вогнутыми листьями с каплями росы, либо увиты цветочными гирляндами. Храм опоясывает открытая гульбище-терраса, чей парапет украшен белокаменной фигурной резьбой, шарами и декоративными столбами по краям.