К содержимому страницы

Рождественские святки. История установления

Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни».

В период святок поста в среду и пятницу нет.

Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.

Также, в в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».

Рождественские святки, также Двенадцать дней Рождества — название двенадцати праздничных дней между Рождеством Христовым и Крещением Господним (Богоявлением).

История установления

Традиция праздновать (святить) дни между праздниками Рождества Христова и Крещения, была установлена в V веке.

В начале IV века широкое распространение в Церкви получило празднование Богоявления, сначала на Востоке Римкой империи, а чуть позже и на Западе.

В то время Праздник Богоявления отмечался 6 января и включал в себя память о трёх евангельских событиях: Рождества Христова, поклонения волхвов, а также Крещения Господа нашего.

Но уже в середине IV века в некоторых восточных церквях появилась традиция празднования Рождества Христова 25 декабря отдельно от Богоявления.

На Четвертом Вселенском Соборе в 451 году было принято решение установить единую практику раздельного празднования для всей Христианской Церкви. В результате между Рождеством и Крещением официально установили двенадцать праздничных дней.

Древнее двенадцатидневное празднование рождественских дней подтверждается кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. На Втором Туронском соборе в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суевериями, уцелевшими от языческих народных празднеств этого же времени года. Против этого были направлены 61 и 62 правила Шестого Вселенского Собора (680—681).

Действовавший в Российской империи закон также запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническими преданиям, игрища и, наряжаться в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Но не смотря на это и сегодня данный вопрос является для многих актуальным.

Итак, праздник не закончился 7 января в день Рождества Христова. Он продолжается!

8 января Православная церковь почитает Собор Пресвятой Богородицы.

В воскресенье по Рождестве – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет.

11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных.

Отдание Рождества Христова происходит только 13 января перед Обрезанием Господним.

Но и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются, завершаясь, фактически, 19 января в праздник Крещения Господня.

Однако 18 января в сочельник Богоявления полагается строгий пост.

Сейчас мы продолжаем праздновать, то есть, по возможности, нужно отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения.

При этом необходимо помнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»: «Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»

Таким образом, главное в святки, как и во все дни жизни христианина – это любовь к Богу и к человеку, к ближнему своему, которая выражается в том, чтобы своими делами славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь и слушать духовные песнопения, посещать церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия и любви – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню, спешить на помощь к тем, кто сегодня и сейчас в ней нуждается.

Христос рождается – славите!

Христос с небес – срящите!

Следующие записи К странице новостей