К содержимому страницы

Советуем почитать

Святыни Москвы
Свято-Данилов монастырь в Москва

Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь) в Москве — мужской монастырь Русской Церкви, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22). Основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского.

Возрождён в 1980-е как духовно-административный центр РПЦ. .Данилов монастырь почитается древнейшей на Москве обителью; был основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника. В Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития (1300), в 1330 переведена в кремлёвский Спасо-Преображенский монастырь. Перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303), похоронен в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 и перенесены, повелением Царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители.

По смерти князя Даниила обитель, им основанная, пребывала в запустении. Степенная книга повествует, что при великом князе Иоанне III Васильевиче случилось одному придворному юноше ехать мимо монастыря; князь Даниил явился ему и рек: «Рцы великому князю Ивану: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси? Но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже». С того времени Иоанн повелел петь соборные панихиды о душах своих усопших сродников. В XIV-XV вв. Данилов монастырь оскудел, на его месте оставались церковь Даниила Столпника, рядом сельцо Даниловское. В 1560 Данилов монастырь возобновлён царём Иваном IV Грозным на месте бывшего монастырского некрополя. В 1561 храм во имя свв. Отец Седми Вселенских Соборов (уникальное посвящение во вселенском православии) был освящён митрополитом Московским Макарием.

В 1591, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский «обоз» — укреплённый передвижной лагерь. В 1606 у Данилова монастыря произошло сражение отрядов И.И. Болотникова и И. Пашкова с армией царя В.И. Шуйского. В 1607 близ Данилова монастыря был казнён Илейка Муромец (Коровин) — один из самозванцев, казацкий «царевич Пётр». Монастырь, находившийся во время Смуты в центре военных событий, сильно пострадал в 1610. В начале XVII в. обнесён кирпичной стеной с 7 башнями. В 1710 в Даниловом монастыре было 30 монахов, по штату 1764 — 12 монахов с настоятелем, в 1900 — 17 монахов. В 1812 разорён; накануне вступления французских войск в Москву ризница Данилова монастыря была вывезена в Вологду, казна — в Троице-Сергиеву лавру. С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей.

Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 (имел 18 десятин земли). В конце XIX в. монастырю принадлежали 178 десятин, несколько домов в Москве, каменный двор; при монастыре с 1805 находилась богадельня для престарелых женщин, с 1862 — для престарелых священнослужителей и их вдов. К 1917 в монастыре было 19 монахов и 4 послушника; ему принадлежали 164 десятины земли.По формальном закрытии монастыря в 1918 монастырская жизнь активно продолжалась явочным порядком под руководством его настоятеля архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) до 1930; в 1920-е в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные Патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии. В 1929 принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нём приёмника-распределителя НКВД. В конце 1920-х гг. разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и до 2007 года находились в Гарвардском университете.

В 1920-е годы часть рукописных книг и документов монастыря поступили в московские архивы (ныне находятся в РГАДА).

В 1930 на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц:

Детей расстрелянных на бутовском полигоне людей свозили в детприемник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

До 1932 продолжались богослужения в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе (храм к югу от монастыря).

Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной.

В ноябре 1982, незадолго до своей кончины, Л.И. Брежнев подписал указ о передаче монастыря Московской Патриархии.

С Великого поста 1984 братия монастыря совершала службы в праздничные дни в Малом соборе Донского монастыря.

8 июня 1985 состоялось первое освящение престола — в храме Покрова (нижний этаж собора Свв. Отец Седми Вселенских Соборов).

15 октября 1985 в отреставрированный Новый братский корпус переехал Отдел внешних церковных сношений.

29 мая 1986 в монастырь были принесены частицы мощей князя Даниила, переданные митрополитом Феодосием, предстоятелем Американской православной церкви; было сообщено, что ранее они принадлежали архиепископу Феодору (Поздеевскому).

С 1 августа 1986 по май 1987 наместником был архимандрит Пантелеимон (Долганов); с мая 1987 — архимандрит Тихон (Емельянов); с января 1990 — архимандрит Ипполит (Хилько).

11 февраля 1988 в здании бывшего Братского больничного копуса, примыкающего с запада к надвратной церкви, был освящён храм прп. Серафима Саровского.

Верхний храм церкви Седми Вселенских Соборов был освящён 26 марта 1988.

С 2001 в Покровском храме покоятся мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова), с 1922 до 1982 подвизавшегося в обители. Мощи святого, прославленного на Архиерейском Соборе 2000, были обретены 11 октября 2000 на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

После многолетних переговоров с Гарвардским университетом в марте 2007 удалось достичь согласия на возврат колоколов монастырской звонницы. 12 сентября 2007 года, по окончании литургии, Патриарх Алексий II совершил чин освящения колокола «Будничный» — первого из возвращённых.

Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно-архимандритом (настоятелем) является правящий епископ Москвы — Патриарх Московский и

Как и все современный монастыри в России, Данилов монастырь по своему уставу — «общежительный», что подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии.

Богослужения совершаются ежедневно. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба и церковные мастерские. Монастырь имеет два подворья: в Рязанской области и в Подмосковье.

Чтение на ночь. Простые ответы на простые вопросы монаха Симеона Афонского

Какой победитель наилучший? — Победивший правдой.

Какой победитель наихудший? — Победивший силой.

Какой человек самый слабый? — Победивший других.

Какой человек самый сильный? — Победивший самого себя.

Какая борьба опасная? — Фанатичная.

Какой учитель самый лучший? — Страдание.

Какой учитель самый плохой? — Наслаждение.

Как стать добрее? — Разделить с ближним его беду.

Как стать скромнее? — Разделить с ближним свою славу.

Как стать смиреннее? — Разделить с ближним его немощь.

Как стать честнее? — Не забывать о своих долгах.

Какое умение самое редкое? — Умение отдавать.

Какое умение самое лучшее? — Умение прощать.

Какое умение самое трудное? — Умение молчать.

Какое умение самое важное? — Умение спрашивать.

Какое умение самое нужное? — Умение слушать.

Какая привычка самая неприятная? — Спорливость.

Какая привычка самая вредная? — Болтливость.

Какой человек быстрее приходят к Богу? — Милосердный.

Какой человек самый сильный? — Который способен постичь Истину.

Какой человек самый слабый? — Который надеется на свою силу.

Какой человек самый разумный? — Который следит за своим сердцем.

Какая привязанность самая опасная? — Привязанность к своему телу.

Какой человек самый бедный? — Который больше всего любит деньги.

Чем противостоять беде? — Смирением.

Чем противостоять страданию? — Терпением.

Каков признак здоровой души? — Вера.

Каков признак больной души? — Безнадежность.

Каков признак неправильных действий? — Раздражение.

Каков признак добрых поступков? — Мир души.

Какой человек заживо умер? — Равнодушный.

Какой человек никогда не умрет? — Любящий Бога и ближних.

Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века
Город Коломна, Кремль.

Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.


Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX векаМонастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева

Неподалеку от площади, на улице Лажеч­никова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.

Серпуховской Владычный женский монастырь

Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.

Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.


Серпуховской Владычный женский монастырьСерпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша

Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары.

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3

Обитель основана в 1370-х годах

Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.


Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX — начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего — второго игумена обители.

Книга «Дневник православного священника» (во вложении «Дневник священника)
Советуем почитать. Это прекрасная книга, чей автор остался неизвестен. Понятно лишь одно, он был истинно верующим человеком. Автор неизвестен, но известно имя одной из внимательных ее читательниц, последней русской Императрицы Александры Федоровны Романовой. Книга попала в руки Государыни за несколько лет до революции 1917 года, и с ней Александра Федоровна не расставалась до конца жизни. Эту книгу она читала накануне расстрела Царской семьи в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В книге-дневнике православный священник день за днем записывал свои мысли о христианской жизни, о вере, о путях спасения. Прочтите эту книгу, и, возможно, вы найдете ответы на многие свои собственные вопросы.