К содержимому страницы

Советуем почитать

Мудрые мысли

 

  • Все добродетели будут развиваться лишь при постоянном упражнении в них. Поэтому лишь при нашей внимательности к своему духовному росту, при заботе о постоянном упражнении в добродетели мы можем ждать успеха (Схиигум. Савва (Остапенко)).
  • Жизнь — подвиг, жизнь — наука, она воспитывает в нас и терпение, и смирение, и любовь. Это — школа на всю жизнь, и периодически мы сдаем экзамен на духовность(Архим. Иоанн (Крестьянкин)).
  • Я бы пожелал Вам молить и просить о даровании любви. Чтобы любовь была тем компасом, который в любой ситуации покажет верное направление и любого человека превратит в друга (Архим. Иоанн (Крестьянкин)).
  • В отдельных случях, когда нам хочется быстро найти верное решение, для этого нужно усердно, внимательно, от всего сердца попросить ангела хранителя прийти к нам на помощь и показать правильные мысли. А когда получим просимое, то, конечно, надо мысленно поблагодарить его…Помысел, которому не предшествуют тишина и смирение, не от Бога (Схиигум. Савва (Остапенко)).
  • В духовной жизни нет одного рецепта для всех. Поэтому все примеры не прикладывайте к себе (Архим. Иоанн (Крестьянкин)).
  • Научись сносить с терпением недостатки и все слабости других, ибо и ты имеешь их множество (Схиигум. Савва (Остапенко)).
  • Все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать (Архим. Иоанн (Крестьянкин)).
  • Нет ничего равного терпению. Терпение от волнения злыми духами освобождает и в тихое пристанище поставляет. Милостыню и многие добродетели превосходит терпение скорбей (Схиигум. Савва (Остапенко)).
  • Нынче дерзких много, а жить, спасаться надо, и милость Божия и теперь все та же, но мы огрубели настолько, что только ощутимые удары жизни несколько приводят нас в сознание нашей хрупкости и обращают к Богу (Архим. Иоанн (Крестьянкин)).
  • Если налагать на тело труды сверх его сил, то получите омрачение духа и еще худшее ослабление тела. Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели (Игум. Никон (Воробьев)).

Преподобный Амвросий Оптинский

Рождение:

23 ноября/6 декабря 1812 г.

Мирские именины:

23 ноября/6 декабря

Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г. Обретение мощей: 27 июня/10 июля 1998 г

 

Постриг в мантию: 29 ноября/12 декабря 1842 г. День тезоименитства: 7/20 декабря Иерейская хиротония: 9/22 декабря 1845 г. Постриг в схиму: 1846–1848 гг.

Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского — человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века.У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней.

Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. Для любителей карьерной лестницы это может быть непонятно: как же так, такой великий старец — и просто иеромонах?

О смирении святых очень хорошо сказал митрополит Московский Филарет. Был он однажды на богослужении в Троице-Сергиевой Лавре, где в то время присутствовало множество архиереев и архимандритов, к которым принято обращаться: «Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие». И тогда перед мощами отца нашего Сергия Радонежского митрополит Филарет сказал: «Вот всё вокруг слышу Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, один ты, отче, просто преподобный».

Вот таким и был Амвросий, старец Оптинский. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени.

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Жить — не тужить — всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего». «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви».

А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России. Родился Александр Гренков в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье, тесно связанной с Церковью: дед — священник, отец, Михаил Фёдорович, — пономарь. Перед рождением ребёнка к деду — священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Позднее, Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

Александр был шестым из восьмерых детей в семье. В 12 лет мальчик поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. С 1830 по 1836 годы юноша учился в Тамбовской семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. Но в 1835 году, незадолго до окончания семинарии, юноша опасно заболел. Эта болезнь была одной из первых многочисленных болезней, которые мучили старца всю жизнь. Эта первая опасная болезнь привела к тому, что молодой семинарист дал обет в случае выздоровления стать монахом.Но он не мог решиться исполнить этот обет четыре года, по его словам, «не решался сразу покончить с миром». Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».

В Оптиной Александр стал учеником великих старцев Льва и Макария. В 1840 году он был одет в монашеское платье, в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросия. 1843 год — иеродьякон, 1845 год — иеромонах. За этими краткими строками — пять лет трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы.Молодому монаху пришлось работать в пекарне, печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков, ему, наверное, нелегко было стать просто помощником повара. Эти послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение отсекать свою волю.

Прозорливо угадав в юноше дары будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию и мог задать ему вопросы о духовной жизни. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.

Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи, отец Амвросий, изнурённый постом, схватил сильную простуду и тяжело заболел. С тех пор он уже никогда не мог поправиться, и состояние здоровья у него было таким плохим, что в 1846 году его по болезни вывели за штат. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трёхлетнему ребёнку.

Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом, при помощи благодати Божией возвращался к жизни. С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться. В 1869 г. состояние его здоровья опять было настолько плохим, что стали терять надежду на поправку. Была привезена Калужская чудотворная икона Божьей Матери. После молебна и келейного бдения, а затем соборования здоровье старца поддалось лечению.

Святые отцы перечисляют около семи духовных причин болезней. Об одной из причин болезней они говорят: «Став праведными, святые претерпевали искушения или по причине каких-то недостатков, или чтобы получить большую славу, потому что обладали великим терпением. И Бог, не желая, чтобы излишек их терпения оставался неиспользованным, попускал им искушения и болезни».

Преподобным Льву и Макарию, которые вводили традиции старчества, умной молитвы в монастыре, пришлось при этом столкнуться с непониманием, клеветой, гонениями. У преподобного Амвросия не было таких внешних скорбей, но, пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни. На нём сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается»

Особенно важным для духовного возрастания преподобного Амвросия в эти годы было общение со старцем Макарием. Несмотря на болезнь, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца, даже в малейшей вещи давал отчет ему. По благословению старца Макария он занимался переводом святоотеческих книг, в частности, им была подготовлена к печати «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского. Благодаря руководству старца отец Амвросий смог без особых преткновений обучиться искусству из искусств — умной молитве.

Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к отцу Амвросию для открытия помыслов. Кроме монахов, отец Макарий сближал отца Амвросия и со своими мирскими духовными чадами. Так старец постепенно готовил себе достойного преемника. Когда же старец Макарий преставился в 1860 году, то постепенно обстоятельства так складывались, что отец Амвросий был поставлен на его место.

Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Вставал он в четыре — пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Затем старец молился один. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости, чудотворения, известно множество случаев исцеления. Эти исцеления старец всячески прикрывал. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит». Больные после посещения старца выздоравливали, у бедняков налаживалась жизнь. Павел Флоренский называл Оптину пустынь „духовной санаторией израненных душ“.

Многим людям старец Амвросий являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю Чудотворцу, или с целью исцеления, или для избавления от бедствий.

Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость — именно эти качества притягивали к старцу людей. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение.

Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. 10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла. На погребение съехалось около 8 тысяч человек. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день, 15 октября, в 1890 году, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

Шли годы. Но не зарастала тропа к могиле старца. Наступили времена тяжких потрясений. Оптина Пустынь была закрыта, разорена. Была стерта с лица земли часовня на могиле старца. Но память о великом угоднике Божием уничтожить было невозможно. Люди наугад обозначили место часовни и продолжали притекать к своему наставнику.

В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом.

Великие Старцы

Николай Гурьянов — один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков. Многочисленные изреченные им пророчества сбылись еще при его жизни — предсказания о свержении в России коммунизма, канонизации Николая II, гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» и другие

Старец Николай Гурьянов за исповедание веры переносил притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. После того, как его выгнали из института за выступление против закрытия храмов, он ушел служить в церковь и за это был арестован. Сначала было заключение в «Крестах», потом — ссылка в лагерь под Киевом, а затем — поселение в Сыктывкаре, в Заполярье прокладывал железную дорогу. Военные годы он провел в Прибалтике. Там же принял сан священника, затем переехал на рыбацкий остров Талабск, где и провел остаток жизни.

Благодаря молитвам старца, у людей отступали болезни, появлялся музыкальный слух, просветлялся ум в познании трудных предметов во время учебы, совершенствовались профессиональные навыки, устраивались житейские недоумения, а нередко определялся дальнейший жизненный путь.

Семья и детство

Николай Гурьянов родился в купеческой семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора, скончался в 1914. Старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории; младшие братья, Пётр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями.

Все трое братьев погибли на войне. Мать, Екатерина Стефановна Гурьянова, долгие годы помогала своему сыну в его трудах, скончалась 23 мая 1969, похоронена на кладбище острова Залит.

С детства Николай прислуживал в алтаре в храме Михаила Архангела. В детстве приход посетил митрополит Вениамин (Казанский). Отец Николай так вспоминал об этом событии: «Я мальчишкой совсем ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: „Какой ты счастливый, что с Господом…“».

Учитель, заключённый, священник

Николай Гурьянов окончил Гатчинский педагогический техникум, учился в Ленинградском педагогическом институте, откуда был исключён за выступление против закрытия одного из храмов. В 1929–1931 преподавал математику, физику и биологию в школе, служил псаломщиком в Тосно.

Затем был псаломщиком в Свято-Никольском храме села Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области. Был арестован, находился в ленинградской тюрьме «Кресты», отбывал заключение в лагере в Сыктывкаре Коми АССР. После освобождения не смог получить прописку в Ленинграде и преподавал в сельских школах Тосненского района Ленинградской области.

8 февраля 1942 был рукоположен (целибатом, то есть в безбрачном состоянии) в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), находившимся в юрисдикции Московской Патриархии.

С 15 февраля 1942 — священник. В 1942 окончил богословские курсы, служил священником в Свято-Троицком женском монастыре в Риге (до 28 апреля 1942). Затем, до 16 мая 1943 являлся уставщиком в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе.

Служение в Литве

В 1943–1958 — настоятель храма святого Николая в селе Гегобросты Паневежиского благочиния Виленско-Литовской епархии. С 1956 — протоиерей.

О. Николай был необыкновенно привержен церкви. Не будучи монахом, он жил строже, чем монах, во всём — и в питании, и в отношении к людям и молитве. Его образ жизни можно назвать действительно христианским: люди видели в нём пример беззаветного служения Господу.

Протоиерей Иосиф Дзичковский считал, что «такие приходы — оазис православного благочестия в католической Литве». В служебной характеристике, выданной протоиерею Николаю архиепископом Виленским и Литовским Алексием (Дехтеревым) в 1958, говорилось: «Это, без сомнения, незаурядный священник. Хотя приход его был малочисленный и бедный (150 прихожан), но благоустроен так, что может быть показательным примером для многих. Не получая никакого пособия из Епархии, он сумел найти местные средства, на которые капитально отремонтировал храм и привёл его в благолепный вид. В редком порядке содержится и приходское кладбище. В личной жизни — безукоризненного поведения. Это пастырь — подвижник и молитвенник. Целибат. Приходу отдавал всю свою душу, все свои силы, все свои знания, всё сердце и за это всегда был любим не только своими прихожанами, но и всеми, кто лишь только ближе соприкасался с этим добрым пастырем.»

Во время служения на приходе в Литве о.Николай заочно получил богословское образование в Ленинградской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии.

«Талабский старец»

С 1958 о.Николай стал служить в Псковской епархии, был назначен настоятелем храма св. Николая на острове Талабск (Залита) на Псковском озере, являлся им бессменно до самой кончины.

В 70-е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны — его начали почитать, как старца. Его называли «Талабским» или «Залитским» (по прежнему названию острова, который был переименован в советское время в память о большевистском активисте Залите) старцем.

Не только церковные люди тянулись к нему, но и падшие души, чувствуя тепло его сердца. Некогда забытый всеми, порой, он не знал ни минуты покоя от посетителей, и чуждый мирской славе только потихоньку сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегаете!». Его духовные дары не могли остаться незамеченными: он называл незнакомых людей по имени, приоткрывал забытые грехи, предупреждал о возможных опасностях, наставлял, помогал изменить жизнь, устроить ее на началах христианских, вымаливал тяжелобольных.

Существует рассказ о том, что о.Николая спросили: «К Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей — какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?». На это он ответил: «Безверие», и на уточняющий вопрос — «Даже у христиан» — ответил: «Да, даже, у православных христиан. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». По мнению о.Николая, верующий человек должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает.

Сохранились свидетельства того, что по молитвам батюшки, ему открывалась судьба людей, пропавших без вести. В 90-е гг. известный на всю страну Печерский старец  — архимандрит Иоанн (Крестьянкин)  свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР».  Он знал произволение Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению.

В 1988 протоиерей Николай Гурьянов был награждён митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В 1992 удостоен права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш» — высшего церковного отличия для протоиерея (исключая крайне редкий сан протопресвитера).

О. Николай пользовался известностью как в России, так и среди православных людей за её пределами. Так, в канадской провинции Саскачеван на берегу лесного озера по его благословению был основан скит.

Старец стал прототипом героя фильма «Остров», где главную роль сыграл рок-поэт и музыкант Пётр Мамонов.

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ОТЦА НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА), 1909-2002

1. Наша жизнь благословенная… Дар Божий… Мы имеем в себе сокровище – душу. Если сбережем ее в этом временном мире, куда пришли как странники – наследуем Жизнь Вечную.

2. Ищи чистоты. Не слушай худое и грязное ни о ком… Не останавливайся на недобром помысле…Неправды беги… Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и, прежде, проси благословения у Господа.

3. Жить нужно не только для себя… Старайтесь тихонечко молиться за всех…Никого не отталкивайте и не унижайте.

4. Наши мысли и слова имеют великую силу на окружающий мир. Молитесь со слезами за всех – больных, слабых, грешников, за тех, о ком некому помолиться.

5. Не будьте слишком строгими. Чрезмерная строгость опасна. Она останавливает душу только на внешнем подвиге, не давая глубины. Будьте мягче, не гоняйтесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми. Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять.
Будьте проще и искреннее. Мир ведь такой Божий… Посмотрите кругом – все творение благодарит Господа. И вы так живите – в мире с Богом.6. Послушание…Оно начинается в раннем детстве. С послушания родителям. Это нам первые уроки от Господа.7. Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло – насильно мил не будешь…Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе – среди святых. Они никогда не оставят и не предадут.8. Веруйте в Господа, несомненно. Сам Господь живет в нашем сердце и Его не нужно искать где-то там…
Мудрые советы святых отцов
Иоанн Лествичник
Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.Василий Великий
Поражается плоть, чтобы исцелилась душа; умерщвляется грех, чтобы ожила правда.Дорофей Палестинский
Скорби привлекают к душе милость Божию, подобно тому как ветры наносят дождь.Феодор Студит
Не будем плакать и малодушествовать, смотря на то, что жизнь наша печалит и томит сердце.Иоанн Златоуст
Из добрых дел выше ценятся те, которые служат на пользу другим.Григорий Нисский
Некоторым образом тот входит в единение с Богом, кто прилепляется к Нему упованием и делается с Ним едино.
Ефрем Сирин
Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге.Иоанн Кассиан
Невозможно нечистой душе приобрести духовное знание, с каким бы постоянством не трудились в чтении.Григорий Нисский
Старание оскорблять есть болезнь мышления и несчастье души, в которой искажен здравый смысл.Антоний Великий
Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разуму, суть колючие остцы и иглы.Нил Синайский
В день будущего вселенского суда потребуется от тебя отчет не только за праздное слово, но также за праздное и напрасное слышаниеНил Синайский
Ум не перестает порождать помыслы, но ты худые отгоняй, а добрые возделывайИсидор Пелусиот
У лакедемонян, справедливо определяющих, что слова суть тени дел, живущему срамно не позволялось выговорить доброй мыслиЕфрем Сирин
Кто презирает священника, тот презирает и Господа его
Исаак Сирин
Не надейся на свои силы, и помощь Божия будет соприсутствовать тебеАврелий Августин
Там, где кончается разум, начинается вера
Иоанн Лествичник
Кто приобрел душевные слезы, тому всякое место угодно к плачу
Нил Синайский
Ум не перестает порождать помыслы, но ты худые отгоняй, а добрые возделывайАнтоний Великий
Похотение зла есть лишение блага; благо же наше состоит в том, чтоб охотно делать всякое добро, которое угодно Богу всяческихАврелий Августин
Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека — простите его, а то будет два нехороших человекаМаксим Исповедник
Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же не можешь, то по крайней мере не ненавидь никогоЕфрем Сирин
Без обмана делай дело свое, ибо так прилично верным: и обретешь благодать в трудах своих

НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

***

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

***

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

***

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

***

О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

***

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

***

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

 

Святыни Москвы
Свято-Данилов монастырь в Москва

Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь) в Москве — мужской монастырь Русской Церкви, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22). Основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского.

Возрождён в 1980-е как духовно-административный центр РПЦ. .Данилов монастырь почитается древнейшей на Москве обителью; был основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника. В Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития (1300), в 1330 переведена в кремлёвский Спасо-Преображенский монастырь. Перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303), похоронен в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 и перенесены, повелением Царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители.

По смерти князя Даниила обитель, им основанная, пребывала в запустении. Степенная книга повествует, что при великом князе Иоанне III Васильевиче случилось одному придворному юноше ехать мимо монастыря; князь Даниил явился ему и рек: «Рцы великому князю Ивану: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси? Но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже». С того времени Иоанн повелел петь соборные панихиды о душах своих усопших сродников. В XIV-XV вв. Данилов монастырь оскудел, на его месте оставались церковь Даниила Столпника, рядом сельцо Даниловское. В 1560 Данилов монастырь возобновлён царём Иваном IV Грозным на месте бывшего монастырского некрополя. В 1561 храм во имя свв. Отец Седми Вселенских Соборов (уникальное посвящение во вселенском православии) был освящён митрополитом Московским Макарием.

В 1591, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский «обоз» — укреплённый передвижной лагерь. В 1606 у Данилова монастыря произошло сражение отрядов И.И. Болотникова и И. Пашкова с армией царя В.И. Шуйского. В 1607 близ Данилова монастыря был казнён Илейка Муромец (Коровин) — один из самозванцев, казацкий «царевич Пётр». Монастырь, находившийся во время Смуты в центре военных событий, сильно пострадал в 1610. В начале XVII в. обнесён кирпичной стеной с 7 башнями. В 1710 в Даниловом монастыре было 30 монахов, по штату 1764 — 12 монахов с настоятелем, в 1900 — 17 монахов. В 1812 разорён; накануне вступления французских войск в Москву ризница Данилова монастыря была вывезена в Вологду, казна — в Троице-Сергиеву лавру. С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей.

Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 (имел 18 десятин земли). В конце XIX в. монастырю принадлежали 178 десятин, несколько домов в Москве, каменный двор; при монастыре с 1805 находилась богадельня для престарелых женщин, с 1862 — для престарелых священнослужителей и их вдов. К 1917 в монастыре было 19 монахов и 4 послушника; ему принадлежали 164 десятины земли.По формальном закрытии монастыря в 1918 монастырская жизнь активно продолжалась явочным порядком под руководством его настоятеля архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) до 1930; в 1920-е в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные Патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии. В 1929 принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нём приёмника-распределителя НКВД. В конце 1920-х гг. разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и до 2007 года находились в Гарвардском университете.

В 1920-е годы часть рукописных книг и документов монастыря поступили в московские архивы (ныне находятся в РГАДА).

В 1930 на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц:

Детей расстрелянных на бутовском полигоне людей свозили в детприемник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

До 1932 продолжались богослужения в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе (храм к югу от монастыря).

Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной.

В ноябре 1982, незадолго до своей кончины, Л.И. Брежнев подписал указ о передаче монастыря Московской Патриархии.

С Великого поста 1984 братия монастыря совершала службы в праздничные дни в Малом соборе Донского монастыря.

8 июня 1985 состоялось первое освящение престола — в храме Покрова (нижний этаж собора Свв. Отец Седми Вселенских Соборов).

15 октября 1985 в отреставрированный Новый братский корпус переехал Отдел внешних церковных сношений.

29 мая 1986 в монастырь были принесены частицы мощей князя Даниила, переданные митрополитом Феодосием, предстоятелем Американской православной церкви; было сообщено, что ранее они принадлежали архиепископу Феодору (Поздеевскому).

С 1 августа 1986 по май 1987 наместником был архимандрит Пантелеимон (Долганов); с мая 1987 — архимандрит Тихон (Емельянов); с января 1990 — архимандрит Ипполит (Хилько).

11 февраля 1988 в здании бывшего Братского больничного копуса, примыкающего с запада к надвратной церкви, был освящён храм прп. Серафима Саровского.

Верхний храм церкви Седми Вселенских Соборов был освящён 26 марта 1988.

С 2001 в Покровском храме покоятся мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова), с 1922 до 1982 подвизавшегося в обители. Мощи святого, прославленного на Архиерейском Соборе 2000, были обретены 11 октября 2000 на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

После многолетних переговоров с Гарвардским университетом в марте 2007 удалось достичь согласия на возврат колоколов монастырской звонницы. 12 сентября 2007 года, по окончании литургии, Патриарх Алексий II совершил чин освящения колокола «Будничный» — первого из возвращённых.

Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно-архимандритом (настоятелем) является правящий епископ Москвы — Патриарх Московский и

Как и все современный монастыри в России, Данилов монастырь по своему уставу — «общежительный», что подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии.

Богослужения совершаются ежедневно. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба и церковные мастерские. Монастырь имеет два подворья: в Рязанской области и в Подмосковье.

Чтение на ночь. Простые ответы на простые вопросы монаха Симеона Афонского

Какой победитель наилучший? — Победивший правдой.

Какой победитель наихудший? — Победивший силой.

Какой человек самый слабый? — Победивший других.

Какой человек самый сильный? — Победивший самого себя.

Какая борьба опасная? — Фанатичная.

Какой учитель самый лучший? — Страдание.

Какой учитель самый плохой? — Наслаждение.

Как стать добрее? — Разделить с ближним его беду.

Как стать скромнее? — Разделить с ближним свою славу.

Как стать смиреннее? — Разделить с ближним его немощь.

Как стать честнее? — Не забывать о своих долгах.

Какое умение самое редкое? — Умение отдавать.

Какое умение самое лучшее? — Умение прощать.

Какое умение самое трудное? — Умение молчать.

Какое умение самое важное? — Умение спрашивать.

Какое умение самое нужное? — Умение слушать.

Какая привычка самая неприятная? — Спорливость.

Какая привычка самая вредная? — Болтливость.

Какой человек быстрее приходят к Богу? — Милосердный.

Какой человек самый сильный? — Который способен постичь Истину.

Какой человек самый слабый? — Который надеется на свою силу.

Какой человек самый разумный? — Который следит за своим сердцем.

Какая привязанность самая опасная? — Привязанность к своему телу.

Какой человек самый бедный? — Который больше всего любит деньги.

Чем противостоять беде? — Смирением.

Чем противостоять страданию? — Терпением.

Каков признак здоровой души? — Вера.

Каков признак больной души? — Безнадежность.

Каков признак неправильных действий? — Раздражение.

Каков признак добрых поступков? — Мир души.

Какой человек заживо умер? — Равнодушный.

Какой человек никогда не умрет? — Любящий Бога и ближних.

Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века
Город Коломна, Кремль.

Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.


Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX векаМонастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева

Неподалеку от площади, на улице Лажеч­никова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.

Серпуховской Владычный женский монастырь

Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.

Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.


Серпуховской Владычный женский монастырьСерпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша

Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары.

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3

Обитель основана в 1370-х годах

Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.


Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX — начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего — второго игумена обители.

Книга «Дневник православного священника» (во вложении «Дневник священника)
Советуем почитать. Это прекрасная книга, чей автор остался неизвестен. Понятно лишь одно, он был истинно верующим человеком. Автор неизвестен, но известно имя одной из внимательных ее читательниц, последней русской Императрицы Александры Федоровны Романовой. Книга попала в руки Государыни за несколько лет до революции 1917 года, и с ней Александра Федоровна не расставалась до конца жизни. Эту книгу она читала накануне расстрела Царской семьи в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В книге-дневнике православный священник день за днем записывал свои мысли о христианской жизни, о вере, о путях спасения. Прочтите эту книгу, и, возможно, вы найдете ответы на многие свои собственные вопросы.