К содержимому страницы

Картины известных художников с рассказами о них

Гефсиманская молитва.

 

Известная картина художника Фёдора Антоновича Бруни (1799 – 1875) «Гефсиманская молитва», находится в Санкт-Петербурге в Музее Императора Александра III. (Ныне – Государственный Русский музей)

Крестным страданиям Господа Спасителя предшествовал молитвенный подвиг Его в саду Гефсиманском.

Это было в четверток, поздним вечером, вскоре после Тайной вечери. Не смотря на то, что на этой вечери был Иуда предатель, который наравне с другими удостоен был и омовения ног и участия в вечери и с этой вечери ушел творить свое злое дело, настроение Господа и учеников, по изображению Писания, нельзя вообразить иначе, как самым радостным. Господь радовался, что преподал ученикам, а через них и необозримому множеству верующих, высший дар Своей любви – тело и кровь Свои; ученики в первый раз ощущали радость приобщения, которую и мы, грешные, ценим, как высшую из радостей жизни.

Радость сия сказалась в пении торжественных пасхальных песней, с которыми вышли участники вечери из сионской горницы – этого первого в мире христианского храма, и веяние её слышится в той трогательной прощальной беседе с учениками, которая вызывает и теперь в благоговейно слушающих ее слезы сердечного умиления. Но чем ближе было к окончанию пути, тем более и более стала надвигаться на душу Спасителя страшная туча: это – разверзалась пред Ним бездна наших бесчисленных грехов от всех родов, когда-либо существовавших, существующих и тех, которые будут существовать.

Как всеведующий и сердцеведец, Господь знал эти грехи и видел эту бездну во всей ужасающей её глубине и наготе, и теперь надлежало Ему весь тот грех мира принять на Свою чистую совесть и прочувствовать всю мерзость его и всю тяжесть страшной за него ответственности.

И вот, подошедши к знакомому всем им месту у подошвы горы Елеонской – это известный сад Гефсимания, Господь выделяет трех особенно близких Ему учеников из среды других, берет их внутрь сада и открывает им Свое духовное томление: «Душа моя болит смертельно, побудьте здесь и пободрствуйте со Мною» (Мф. 26:38). Затем, отошел от апостолов на вержение камня (т. е. как далеко можно бросить камень) (Лк.22:41), пал на лице Свое и молился так: «Авва, Отче! Всё возможно Тебе. О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» (Лк.22:42).

Три раза Господь возносил к Отцу Своему эту умиленную молитву. Последующая молитва  разнится от первой несравненно большим самообладанием и решительною покорностью воле Отца. Он как бы убедился – (говоря по человечески), что другого средства, кроме Его страдания, нет для спасения людей, и совершенно уже предавал Себя на волю Отца. «Отче Мой! – говорил Он, – если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будешь воля Твоя!» Господь молился в третий раз так же, как и во второй, но молитва Его была еще прилежнее, так что пот Его был, как капли крови, падающие на землю (Лк.22:44). После этого великого молитвенного подвига, явился к Нему ангел Господень и укреплял Его (Лк.22:43).

Что же ученики? Разделили ли они скорбь и труд Учителя и Господа? Увы, нет. Как бы нарочно в эти важнейшие минуты их жизни давил их страшный сон. Два раза подходил к ним Господь, возбуждал их спящих, просил пободрствовать не для Него уже, хоть для себя самих. Встанут, посмотрят, выслушают тупо и снова, как мертвые, повалятся на землю. «Спите же почивайте, сказал Он им, пришедши в третий раз. Но не дадут вам спать, вот идет предающий Меня!» В эту минуту показался Иуда с воинами и слугами архиерейскими, чтобы взять Господа Спасителя, после чего начался в эту же ночь беззаконный суд над Ним.

 Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»
Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет, но его талант  неоспорим.
Одной из самых знаменитых и удивительных картин, созданных этим великим художником является картина «Тайная Вечеря».
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее — на одной из стен трапезной.
Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда  гораздо ближе к людям, чем кажется.
Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году.
Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.
«Тайная вечеря» изображает последнюю трапезу Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшуюся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами.
В Евангелие говорится, что  Иисус во время этой трапезы предрек, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение трапезы с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой.
Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал.
Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что только пребывая с Господом мы можем ощутить  эту грань и постараться не переступить через нее.

Иван Константинович Айвазовский — гениальный художник-маринист,

Иван Айвазовский “Хождения по волнам” 1888 год

и именно с этой стороны он наиболее известен в мире. Однако в своем творчестве он не раз обращался и к другим источникам вдохновения. Из огромного, насчитывающего более шести тысяч произведений творческого наследия великого мастера немало картин посвящено религиозной тематике. К примеру, картина Айвазовского «Хождение по водам», основой для которой является сюжет из Нового завета, имеет несколько вариантов.

В основе картины лежит библейский сюжет, очень популярный у художников разных эпох. Во время бури апостолы плыли на лодке, а Христос шел им навстречу прямо по бурным волнам. Только апостол Петр отважился идти навстречу Христу и ступил на подвижную бездну, как на твердую сушу. Держала его на воде только вера, так как стоило Петру отвести глаза, как он стал тонуть.
На картине отражен как раз момент, когда Петр, вытянув руки, из всех сил стремится к Спасителю, веря в его всемогущество. Христос изображен сияющим, как самый яркий свет. Исходящее от него свечение просто ослепляет и оставляет на волнующемся море дорожку, как от света полной луны. Для сидящих в лодке фигура Христа — путеводный маяк веры во тьме неверия.
Мастерское изображение волн создает эффект присутствия зрителя, так как очень натуралистично передает движение неспокойной воды в море. Центр композиции — это, конечно же, сияющая и освещающая все вокруг фигура Христа, а лодка с людьми и бегущий по волнам апостол Петр — статисты в этой ключевой сцене из Библии.
Лица людей и их одежды не акцентированы, они выполнены довольно схематично, темными красками, специально, чтобы внимание смотрящего не переключалось, а было сконцентрировано на центральной фигуре Иисуса, идущего по водам.

 

Василий Поленов «Христос и грешница».

 Василий Поленов Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». И он сдержал слово. За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии. Сопровождавшие ее мужчины обратились к нему с вопросом о том, как поступить с нечестивой – ведь еще Моисей учил бить камнями всех, совершивших этот грех. На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить. Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там. Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа. Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте. Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ. Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха?». Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Но, как ни странно, полотно впечатлило императора Александра III, который не только допустил ее к демонстрации, но и приобрел картину для своего музея. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.

Нестеров Михаил Васильевич родился 31 мая, а по старому стилю 19 мая, 1862 года в Уфе.

Картина «Видение отроку Варфоломею»

Согласно семейным преданиям, род будущего художника происходил из нов-городских крестьян, которые когда-то переселились на Урал. Его дед Иван Андре-евич был крепостным, а позже стал, как тогда называли, вольноотпущенным. Он сумел на «отлично» закончить семинарию и, приложив немало усилий, выбился в купеческое сословие. Религиозная тематика вошла в картины художника Нестерова прочно и надолго. Но мастер писал не только полотна. Одно время он занимался росписями церквей. Например, в 1893-1894 годах во Владимирском соборе города Киева он написал запрестольный образ под названием «Рождество Христово», а через 2 года в одном из храмов Петербурга была закончена работа над мозаикой. В 1899 году Нестеров приступил к росписи кавказской церкви Александра Невского. Через 5 лет она была завершена. Также кисти мастера принадлежат фрески, находящиеся в московской Марфо-Мариинской обители. Работа над ними велась с 1907 по 1911 год. К этому времени как раз и относятся лучшие картины Нестерова Михаила Ва-сильевича, написанные им на религиозные темы. Художник Нестеров Михаил Васильевич всегда относился с особенной любо-вью к святому Сергию Радонежскому. Картина «Видение отроку Варфоломею» яв-ляется первой из целого цикла его работ, посвященных преподобному игумену. Это объясняется тем, что Нестеров – художник, творчество которого сформировалось на почве высокой духовно-христианской традиции. Он нежно любил свою Родину, ее природу и людей, живших рядом с ним. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» писал, будучи в Комякине. Недале-ко от этого места находилась Троице-Сергиева лавра. Также рядом расположена и усадьба Абрамцево, владельцем которой являлся знаменитый в то время меценат Савва Мамонтов. Как известно, он очень любил приглашать к себе в гости уже со-стоявшихся, знаменитых художников: Серова, Васнецова, Билибина, Врубеля. Бы-вал там и Нестеров. «Видение отроку Варфоломею» — картина, в которой использо-ваны именно абрамцевские пейзажи. Сам художник писал о том, что этюд для этой работы он набросал, будучи прямо там. Тогда его до глубины души поразила не-замысловатая подлинность российской природы. Сохранилось несколько подгото-вительных рисунков и этюдов к этому самому знаменитому его полотну. Сергий Радонежскский был основателем и игуменом Троице-Сергиева мона-стыря. В миру носил имя Варфоломей. Он до сих пор является одним из самых по-читаемых святых в России. Именно с благословения Сергия, Дмитрий Донской от-правился на битву, произошедшую на Куликовом поле в 1380 году. Бой против полчищ монголо-татар под руководством хана Мамая закончился победой русско-го войска. С нее началось освобождение земель от монгольского ига. Для художни-ка образ юного Сергия стал своего рода символом, который давал надежду на то, что русская духовность все же возродится. Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает один из эпи-зодов жития Сергия Радонежского. В отличие от своих братьев, в детстве мальчику очень трудно было изучать грамоту. Однажды, ища пропавшую лошадь, он забрел в лес, где ему встретился монах, молящийся у дуба. Варфоломей пожаловался иноку, что грамота дается ему с большим трудом. Старец с помощью таинства причастия помог отроку обрести знания. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. В старости лет художник любил повторять: Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через трид-цать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.