К содержимому страницы

О Храме

Село Уборы расположено на левом берегу реки Москвы близ впадения в нее небольшой реки Уборки, в 17-ти км. к западу от Москвы по Ильинскому шоссе.

До XVII века эти места с непроходимыми сосновыми лесами и заливными лугами были вотчиной Звенигородских удельных князей.

Наиболее раннее описание деревни с пустошами Череповской и Дубок датировано 1627 годом, когда писцом князем Л. Шаховским и подьячим И. Волковым проводилось валовое описание земель всего Звенигородского уезда. Из описания  вытекает, что Уборы в 1610 г. стали приданной вотчиной стольника Ивана Петровича Шереметева, которую он получил от своей тещи Стефаниды Вылузгиной, жены известного приказного дельца конца XVI века. С этого момента и по 1917 год усадьба Уборы принадлежала роду Шереметевых.

В 1673 г. при внуке Ивана Петровича Шереметева, Петре Васильевиче Шереметеве, в Уборах строится небольшая деревянная церковь Спаса Нерукотворного образа и село начинает называться Спасским, но новое название за селом не удерживается.

Двадцать лет спустя, в 1694 году, П.В. Шереметев решает построить в своей усадьбе новый каменный храм. Заказ на строительство получает крепостной архитектор Яков Григорьевич Бухвостов, пользовавшийся в то время широкой известностью среди заказчиков, и его «товарищи» — Михаил Тимофеев и Митрофан Семенов.

10 января 1694 года П.В. Шереметьев заключает с ними подрядный договор, в котором указано:

«Се аз боярина Михаила Юрьевича Татищева вотчины ево Дмитревского уезду села Никольского крестьяне Яков Григорев сын Бухвостов, да Михаила Тимофеев, да Митрофан Семенов, все мы подрядчики дали на себя сию запись боярину Петру Васильевичу Шереметеву в том, что в прошлом в 5202-м (1694) году генваря в 10 день подрядились мы у него, боярина Петра Васильевича, в Звенигороцкой его вотчине, в селе Спаском, Уборы тож, зделать церковь каменную и отделать было нам ее всю против записи на срок октября к 8-му числу нынешнего 5203-го (1695) году».

Выбранный П.В. Шереметевым зодчий Яков Григорьев сын Бухвостов, хоть и являлся крепостным крестьянином, но на тот момент был уже достаточно популярен и талантлив, но рассчитать свои силы он не смог, так как сооружение задуманного храма с его пышным убранством за два строительных сезона было для конца XVII-го века практически невозможно.

Очевидно, что в течение 1694 года по сооружению храма было сделано весьма мало.

Более того, в связи с большой занятостью на работах в Рязани, Бухвостов передает наряд на строительство церкви в Уборах «каменных дел подрядчику» К. Бакрову.

Весной 1695 года Петр Шереметев неожиданно для всех предъявляет требование об измении композиции сооружения и решает возвести в центре здания высокий четверик, тогда как Бухвостов собирался соорудить восьмигранную башню, как бы выраставшую из низкого куба, окруженного с четырех сторон трехлепестковыми притворами. Без Бухвостова К. Барков не согласился на такое крупное изменение композиции храма и от дальнейшей работы отказался.

Работы по строительству не продвигались и П.В. Шереметев обратился в Приказ каменных дел.

В челобитной, поданной 20 мая, еще до истечения срока постройки, который приходился на 1-8 сентября 1695 года, Шереметев указал, что зодчие «тое церковь против порядной своей записи на срок и после сроку и полавины не зделали, и ныне не делают».

Заказчик просил составить опись по произведенным работам, а Бухвостова и его товарищей в Переславле «сыскать и взять в Приказ каменных дел». Так возникло «Судное дело» против Бухвостова.

Зодчий был задержан, привезен в Москву и заключен под стражу.

Судьи вынесли суровый приговор «бить кнутом нещадно и каменное дело ему доделать».

К тому времени здоровье Петра Шереметева сильно пошатнулось и он, опасаясь, что подобное наказание надолго отодвинет сроки строительства, сам же ходатайствовал перед царем о помиловании зодчего.

Строительство храма  завершилось к концу 1697 года, однако  Петр Шереметев уже этого не застал — он умер за несколько недель до завершения строительства и село перешло во владение вдовы Петра Васильевича, Татьяны Афанасьевны Шереметевой с детьми Алексеем и Иваном.

При Алексее Петровиче Шереметеве в 1700 году была закончена внутренняя отделка храма.

В это время храм украшал 25-метровый, резной, покрытый  позолотой, девятиярусный  иконостас. Почти все колокола звонницы были отлиты из чистого серебра. Самый большой колокол весил 308 пудов.

17 сентября 1700 года был выдан антиминс на освящение храма.

C 1788 г. село Уборы перешло во  владение Пётра, Александра и Бориса  Шереметевых, сыновей Владимира Фёдоровича Шереметева от брака с княжной М.А. Хованской.

Во время Отечественной войны 1812 года через Уборы проходила французская армия, осквернившая и разорившая храм и до 1836 года он оставался в запустении, в это время обвалился первоначальный парапет гульбища.

В 1840 г. настоятелем храма становится священник Николай Тимофеевич Добролюбов.

В 1842 г., в результате неизвестных событий, разыгравшихся в селе, подвергся разграблению господский дом, также снесены главки на четырех приделах храма и детали украшения нижнего яруса храма.

Известно прошение от 1849 г. о разрешении произвести ремонт церкви, окраску стен, замену пришедших в ветхость оконных переплетов и подновление икон.

В 1872 г. в священники храма был определен Николай Иванович Голубев (муж Анны Николаевны, дочери Николая Трофимовича).

Также он состоял законоучителем в земской школе села.

В 1880 г. священник Николай Голубев награжден набедренником, в 1896 г. — камилавкой, в 1908 г. — наперсным крестом.

В 1912 г. он утвержден духовником благочиния и награжден орденом св. Анны 3 степени за усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по преподаванию в народных школах, а в 1916 г. отец Николай произведен в сан протоиерея.

В 1919 г. священником в храм был утвержден Алексей Николаевич Добролюбов, в 1922 г. — Владимир Николаевич Добролюбов, а с 1929 по 1930 гг. в храме служил муж дочери Владимира Никлаевича — Шумов Сергей Валерианович.

Последним владельцем села стал граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918 г.г.), кавалергард, участник войны 1877-1878 гг., флигель-адъютант Александра III. Перейдя на гражданскую службу, он возглавлял придворную певческую капеллу, был московским губернским предводителем дворянства, членом Госсовета, обер-егермейстером, автором многочисленных исторических и краеведческих трудов, руководил Археографической комиссией.

В 1930-х гг. священник мог служить в храме только при наличии регистраци в исполкоме.

Сохранился документ 1935 года, адресованный в Уборский совет, в котором указано: «Звенигородским Райисполкомом сообщается, что служитель культа, священник И.В. Цветков по книгам РИКа зарегистрирован, и допускается до отправления служебных обрядов в Уборской церкви».

В 1938 г. советские власти принародно разграбили храм, резное внутреннее убранство было уничтожено, уникальный иконостас сожжен прямо в храме, а колокола звонницы сняты и отправлены на переплавку, деревенские жители ходили в одеждах, пошитых из облачений священников.

В 1941 г. на основании Решения Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся № 126 разграбленный  храм закрывается, а здание переоборудывается под клуб.

В это же время окончательно разрушены строения усадьбы Шереметевых.

В настоящее время от усадьбы сохранились только остатки липового парка с прудами.

Долгое время храм оставался заброшенным и использовался не по назначению.

В начале 90-х годов прошлого века Решением Иполкома Народных Депутатов от 25.07.91 № 349/21 храм вновь передается религиозному объединению с. Уборы для использования в культовых целях.

Летом 1995 Спасский храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II-й и благословил его восстановление.

Началось постепенное возрождение приходской жизни.

Однако до 2006 г. богослужения проходили периодически, так как постоянного священника (настоятеля) у Храма не было.

В 2006 году Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Храма был назначен священник Александр Сидоров.

С тех пор жизнь храма стала восстанавливаться быстрыми темпами.

В феврале 2008 года на пожертвования прихожан в храме установлено 10 колоколов, самый большой колокол весит 1140 кг.

В 2008-2009 годах произведены ремонтно-реставрационные работы внутри храма инъецированы выявленные трещины, оштукатурены стены, установлен иконостас, поражающий своей красотой и величием, иконы обрамлены в киоты.

Храм на время проведения работ не закрывался.  Проводились регулярные богослужения.

В 2011 году завершено строительство церковно-приходского дома с воскресной школой для детей и взрослых.

Приведена в порядок территория, принадлежащая храму, проведены ландшафтные работы.

В настоящее время храм, считающийся одним из лучших образцов московского барокко, издалека радует  своей cтройной вертикалью, красотой и величием, как будто показывая всем, что его создатель добросовестно исполнил указанное в договоре, заключенном Яковом Бухвостовым и его товарищами с графом Шереметевым «гарантийное» обязательство мастеров: «…сделать все добрым мастерством и твердым, чтоб было – прочно, а будет в том нашем каменном деле от нашего нерадения и худого дела, опроче пожару, будет какая поруха в 20 лет и то порушенное дело починить и сделать заново нам подрядчикам, мне Якову с товарищи, своими каменными всякими припасы и безденежно».

Храм открыт ежедневно с 10:00 до 17:00, суббота с 10:00 до 19:00, воскресенье с 08:00 до 19:00; тел. +7 (926) 176 90 99.

При храме функционирует Воскресная школа для детей, а также православный театр «Прихожане», в котором принимают участие не только дети но и взрослые.

Настоятель храма — священник Александр Сидоров.