К содержимому страницы

О мытаре и фарисее…

Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту.

С началом недели о мытаре и фарисеи в церквях начинают проходить богослужения с использованием Постной Триоди.

На Всенощной в Церкви начинают петь особое песнопение. Эта молитва коленопреклоненная, когда ее поют, все в храме опускаются на колени.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.  На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.  спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.»

«Покаяния отверзи ми двери» – это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности “Покаяния отверзи” можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.

Православная церковь, приближаясь к Великому посту, приготовляет нас, своих духовных воинов, к наступающей духовной брани во дни святой Четыредесятницы. Первым условием для добродетели считая покаяние и смирение, а главным источником греха и препятствием к добродетели гордость (Быт. 3:5), Церковь в первую приготовительную к Великому посту неделю предлагает для нашего назидания притчу о Мытаре и Фарисее, изложенную в Евангелие от Луки. От названия этой притчи и берётся название этого дня (на церковно-славянском «неделя» это воскресение).

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:9-14).

Притча о мытаре и фарисее повествует нам о важности искреннего покаяния, обличает гордыню и образно выражает ту духовную истину, согласно которой «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Самым благословенным и благонадежным оружием против гордости фарисейской служит мытарево смирение или смиреномудрие. Такое смирение есть основание христианского благочестия и оправдания нашего пред Богом, потому что первый грех произошел от горделиваго желания быть «яко бози ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3:5).

Желая возвыситься, человек пал. Чтобы восстать, надо смириться и взяться за помощь, указуемую Богом (2Кор. 12:9-19). Для истинных подвигов христианскаго благочестия надобно соединять с наружно-добрыми делами фарисея внутреннее смирение мытарево, дела перваго со смиреномудрием второго.

Слова евангельского мытаря стали покаянной христианской молитвой, получившей название «Молитва мытаря».

В знак того, что жизнь христиан должна иметь в своей основе смирение, образцом которого является смирение Христа, а не гордость, примером которой является мнение о себе фарисея из притчи, Устав Церкви отменяет пост в среду и пятницу той седмицы, которая начинается Неделей о мытаре и фарисее. Это установление символизирует отказ христианина от мнимой праведности фарисея («… пощусь два раза в неделю…»).

Следующие записи К странице новостей