К содержимому страницы

Литургия Преждеосвященных Даров

Великий пост — особое время в жизни Церкви, меняется не только образ жизни верующих людей, но и вся Богослужебная жизнь.

В будние дни Великого поста не совершается полная Литургия. Связано это с тем, что Литургия является самым торжественным и радостным событием в Богослужебном круге.

Совершение полной Литургии, в состав которой входит освящение Даров, у ранних христиан сопровождалось общей трапезой, называемой «Вечерею любви».

Для древних христиан это было особым торжественным праздником, который они называли Пасхой и присутствовали на такой Литургии с такими же радостными и высокими чувствами, как на торжественной Пасхальной службе.

Но такое празднество не соответствовало покаянным дням скорби и сокрушения о своих грехах строго поста Святой Четыредесятницы.

Таким образом, на 49-м Лаодикийском соборе Церковь постановила не совершать полной Литургии в дни Четыредесятницы, за исключением субботы и воскресных дней.

Но так как первые христиане старались причащаться как можно чаще, Церковь, для утешения верующих, особо нуждающихся при совершении поста в подкреплении небесной пищей, постановила, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была ведена в службы Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров.

Окончательное же составление чина этой Литургии и ее письменное изложение было сделано Григорием Двоесловом, папой Римским, в шестом веке.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые шесть недель Великого Поста; в четверг пятой недели Великого Поста, когда совершается память преп. Марии Египетской; иногда в праздник Сорока Севастийских мучеников (если этот день приходится на пост и не выпадает на субботний и воскресный день) и может совершаться в первые три дня Страстной седмицы.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из Вечерни и Литургии верных, отличающейся от традиционной Литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва.

Жертва принесена заранее и Дары уже освящены. Вся служба — это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.

Главная мысль Литургии Преждеосвященных Даров — это тоска по Причащению, скорбь разлуки, нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Таин.

Преподобный Ефрем Сирин говорил: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть».

И чтобы не погибнуть, надо как можно чаще стараться прибегать к причастию, особенно в дни поста, когда наши страсти с особой силой обнаруживают себя и нужда в Божественной помощи становится более насущной, более ощутимой.

На Литургии Преждеосвященных Даров мы под благословение Священника, возглашающего: «Свет Христов просвещает всех», преклоняем колени, вместе со Священником, читающим молитву Ефрема Сирина, кладем поклоны и небесные силы невидимо служат Царю Славы с нами вместе, а в результате мы получаем такой молитвенный настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, такое благоговение и ощущение того, что мы из глубины веков слышим голос древнего предания Церкви, который говорит нам о невозможности жить во Христе не обновляя постоянно свою связь с Ним, источником жизни нашей, посредством приобщения Святых Христовых Тайн, так как «благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытый язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется» (Прп. Серафим Саровский).

Следующие записи К странице новостей