К содержимому страницы

Вербное воскресение

В воскресение за неделю до Пасхи в православных храмах отмечается праздник Входа Господня в Иерусалим.

На Руси этот праздник был введен в X веке и стал называться Вербным воскресением. На кануне этого дня верующие приносят на службу для освящения самое первое из распустившихся по весне растений – вербу. Это символ встречи с Господом и началом новой жизни.

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

В Евангелии говорится, что пальмовыми ветвями жители Иерусалима приветствовали Иисуса Христа, въезжающего в великий город на ослике. На пути его следования люди расстилали свои одежды и белые ткани с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9), оказывая Ему почести достойные царя. Они так долго ждали своего Миссию, который должен был разрушить все тяготы римского правления.

В тот же день, согласно Евангелиям, по прибытии в Иерусалим, Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота в преддверии Иерусалимского Храма, говоря: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», чем вызывает недовольство служителей. Однако первосвященник побоялись схватить Христа при всем честном народе, поскольку опасались бунта.

На протяжении дня к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их. Под вечер Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Толкование праздника Входа в Иерусалим было заложено в самом тексте Священного Писания: евангелисты отмечают, что торжественный въезд Христа совпадает с описанием прихода Мессии по Книге пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Таким образом, праздник символизирует собой еще одно исполнение пророчеств Ветхого Завета служением и миссией Самого Христа.

Но не такое спасение, как ожидала радостная толпа, нес Сын Божий. Вечную жизнь предлагал им Спаситель, а не земное процветание. Народ, который с криками и восторгом встречал Иисуса, через несколько дней обрек Его на крестные страдания. Ликующий Иерусалим стал городом предательства. Не нашлось в нем места для Царя.

За Вербным воскресением начинается Страстная неделя. Время глубокого осмысления всех событий, связанных с последними днями земной жизни Спасителя. В это время, и в течении всего церковного года, тонкие пушистые веточки вербы будут нас утешать и напоминать о встрече с Господом, о его снисходительности и всеобъемлющей любви к нам, о Его крестном пути на Голгофу во искупление грехов наших. А также напоминать не только Божественной, но и человеческой снисходительности и всепобеждающей доброте. Если Господь прощает и принимает без укоризны от нас даже малые крупицы добра, то и нам следует, подражая Его милосердию, принимать своих близких, замечая с благодарностью даже самые незначительные крупицы добра в жизни тех, кто, как кажется нам, не имеет ничего доброго и святого, всегда помня слова Апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

Следующие записи К странице новостей