К содержимому страницы

Великий Понедельник

Се Жених грядет в полунищи, и блажен раб, егожу обрыщет бдящая: недостоин же паки, егожу обрыщет унывающая. Блюди убог, душе моя, не сном отяготился, да не смерти предана будешь, и Царствия вне затворишься, но воспряну зовущий: Свят, Свят, Свят если, Боже, Богородицею помилуй нас.

Все дни Страстной Седмицы называются Великими.

Великий Понедельник: суд над смоковницей – её проклятие, чудо, напоминающее о будущем Страшном суде, где будут оправданы праведники и прокляты души, не приносящие духовного плода. В Понедельник: суд над смоковницей – её проклятие, чудо, напоминающее о будущем Страшном суде, где будут оправданы праведники и прокляты души, не приносящие духовного плода.

Ученики, увидев то, что случилось со смоковницей, конечно, были удивлены: «Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Км. 11: 21). На это Иисус сказал: «Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется, так как словам, свободным от сомнения, все невозможно.

Преподобный Ефрем Сирин, вспоминая об этом чуде, задает закономерный вопрос: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино пре­вратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…». И задав этот вопрос, он сам же и отвечает на него: «Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем исто­щилась сила. В предотвращение этого при по­мощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и тех, кто распял Его. Как впоследствии сказал Си­мону Петру: «Возврати меч твой в его местоОн представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф. 26: 52–53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице явил знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

Церковное предание говорит о том, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода и подчеркивая трагичность этого символа вспоминается практически вся 21 глава Евангелия от Матфея (21: 18-44).

Сегодня же для нас эта Евангельская история — прообраз того, что может случиться в будущем, так как любое дерево, не приносящее доброго плода, «срубают и бросают в огонь». Богу не нужны только листья добродетели – внешнее благочестие, ему нужны реальные плоды покаяния, слушание слова Божия и исполнения его (Мф. 13: 13) и как поется в песнопениях Великого Понедельника: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость».

Следующие записи К странице новостей