К содержимому страницы

Успенский пост

Двухнедельный пост, установленный Святой Церковью c 14 по 15 августа, именуется Богородничным или Успенским, так как совершается он перед великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Этим коротким, но строгим постом, Святая Церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, Которая перед Своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

По строгости воздержания Успенский пост похож на Великий пост, но отличается от него по своему настроению. Перед Пасхой христиане, предаваясь скорби, на сорок дней погружаются в вспоминая о страстях, распятии и крестной смерти Христа. Успенский пост – это время не только время воздержания и моилитвы, но и время радостного ожидания праздника Успения Богородицы, иначе называемого Богородичной Пасхой.

Слово «успение» означает погружение в сон, мирную кончину, похожую на сон. Кончину Пресвятой Богородицы Церковь называет Успением, так как Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула».

Незадолго до Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. К тому времени Ее слава, как Матери Божией, уже распространилась по земле и многие люди, завистливые и гордые, были настроены против Нее и пытались покушаться на Ее жизнь, но Господь хранил и уберегал Пресвятую Деву Марию от всех врагов.

Дни и ночи Пресвятая Богородица проводила в молитве, приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла возле Него фимиам и преклоняла колена.

В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную.

Успенскийм постом, вспоминая о последних днях земной жизни Персятой Богородицы, Святая Церковь призывает нас подражать Ее смирению, кротости и воздержанию.

Святой Симеон Солунский, размышляя о значении Успенского поста, пишет, что пост этот учрежден «в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня».

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящение воды.

Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора, отсюда народное название праздника — медовый Спас.

19 августа Святая Церковь празднует Преображение Господне.

Иисус Христос незадолго до Крестных страданий, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи. Ученики безмолвствуя предчувствовали, что им откроется великая тайна.

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним.

Ученики Иисуса Христа не просто пережили явление Божественного света, но и ощутили ни с чем не сравнимую великую радость. Изумленные апостолы пали на землю, а когда видение исчезло они возгласили: «Хорошо нам здесь!» и предложили Господу остаться там, на горе. Но Господь шел предназначенным ему путем и вместе с Ним они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников, постепенно открывая им возложенную на Него великую миссию, согласно которой Он должен был принять мученическую крестную смерть. Он знал, что тайна искупления могла быть воспринята учениками, как Его бессилие и именно свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

В народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Заканчивается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается Православной Церковью 28 августа.

В этот день Святая Церковь, воспоминая праведную кончину Божией Матери, скорбит об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и одновременно радуется соединению Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

Согласно церковному преданию, в день Успения Пресвятой Богородицы апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. Последним прибыл апостол Павел. И только апостол Фома в этот день не был со всеми в Иерусалиме.

Кончина Божьей Матери сопровождалась воссияием несказанного света; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она попросив Сына Своего защитить Ее от темной силы и воздушных мытарств, радостно предала Свою душу в руки Господа и тотчас раздалось ангельское пение.

Святитель Филарет Московский, описывая события этих дней писал, что полное и совершенное утешение апостолы получили тогда, когда «в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».

Тело Божией Матери было восхищено Господом на небо.

В этот день Святая Церковь в топаре праздника воспевает: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».








Следующие записи К странице новостей