Прощенное воскресение
Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста.
Обычай просить прощение друг у друга на кануне Великого поста пришел из древних времен, когда монахи, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому Празднику Пасхи, расходились по пустыне на все сорок дней поста.
Жизнь в пустыне была настолько сурова, что далеко не каждый мог выжить и вернуться к Пасхе.
Потому монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех, так как каждый понимал, что эта встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней.
Эта традиция была воспринята и Святой церковью, которая в этот день в стихирах вечерни, утрени и на каноне, вспоминая страшную трагедию Адамова изгнания, призывает всех нас плакать и сокрушаться о своих грехах, как делал это изгнанный Адам.
На литургии читается Евангелие от Матфея зачало 17, где речь идет о том, что, если «прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», а так же о том, что постясь, мы не должны быть унылы, «как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися», так как «они уже получают награду свою», каждый человек должен явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», а также о сокровищах, которые надо собирать не на земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», а на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Кульминацией этого дня является Чин прощения, во время которого настоятель Храма, приклонив колени, читает молитву, а затем просит прощения у всех христиан, то же самое делают прихожане.
Святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая о посте, прощении и покаянии, говорил, что «все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния,
услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий:
простите ближним согрешения их пред вами», так как испрашивая прощения у ближнего и, прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи.
Впереди Великий пост – время покаяния, исправления и очищения души, воцарение мира и любви к ближним и, конечно, к Богу, которую невозможно ощутить человеку, душа которого отягчена бременем собственных нанесенных и не прощенных обид.
Вступая в Великий пост, мы должны помнить слова прп. Ефрема Сирина, обращенные к каждому из нас: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой… Бог не примет тебя».