К содержимому страницы

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗНИК ХРАМА СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА В СЕЛЕ УБОРЫ

29 августа – особый день для нашего Храма и его прихожан. В этот день православные христиане празднуют Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

Для нашего же храма этот день является Престольным праздником, так как построенный в селе Уборы Петром Шереметевым храм был освящен в честь этого чудесного праздника Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

Все прихожане храма и жители села Уборы с особым благоговением относятся к этому празднику. С большой любовью они украшают наш чудесный храм и, конечно, его главную икону Спаса Нерукотворного Образа, готовят торжественную трапезу. И у каждого есть свое дело, кто-то Закупает цветы, кто-то составляет композиции, кто-то моет, убирает, кто-то печет пироги, а кто-то с большой любовь просто молится за всех и просит Господа не оставить своих чад, укрепить их в вере и стремлении жить в мире и душевной гармонии.

В день престольного праздника в Спасском Храме села Уборы была совершена Божественная литургия, на которой настоятелю Храма священнику отцу Александру сослужил настоятель Покровского Храма села Покровское иерей Виктор Сидоров.

По окончанию литургии состоялся торжественный крестный ход.

После службы все Прихожане, жители села Уборы и деревни Дубцы, а также гости Храма собрались в здании воскресной школы на праздничную трапезу.

История этого праздника уходит корнями в далекие времена земной жизни Спасителя, когда в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь, тело которого было поражено проказой.

Авгарь не видел Спасителя, но всем сердцем уверовал, что Он есть Сын Божий и написал письмо, в котром просил незамедлительно прийти и исцелить его. Вручив письмо своему живописцу Ананию, он отправил его в Палестину, также поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

В Иерусалим Анания увидел Господа, окруженного народом, но не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Встав на большой камень, он попытался написать образ Господа Иисуса Христа, но это не удавалось. Спаситель, назвав его по имени, Сам подозвал его и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С великой радостью и благоговением принял Авгарь святыню и, конечно, получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами, где благочестивые жители много лет поклонялись Нерукотворному Образу, проходя через ворота.

Это продолжалось до тех пор, пока один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впав в идолопоклонство, решил снять Образ с городской стены.

Но Господь, явившись в видении в Едесскому епископу велел скрыть Его изображение. Епископ зажег перед ним Образом лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.

По прошествии многих лет жители, конечно, забыли о святыне.

И только в 545 г., когда персидский царь Хозрой I осадил Едессу, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля, что он и сделал. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. Слава о Нерукотворном Образе Спасителя распространилась по всему Востоку.

В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) выкупил Образ Спасителя у эмира – правителя города.

С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу.

В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715–731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.

Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря – 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца (1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией – 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578–582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии – 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных в православии.

Спаситель на каждого из нас смотрит с этой иконы и как-будто говорит о том, как мы должны любить Господа, любить человека, вопреки всему грешному, как любит Господь, который в каждом из нас видит человека, видит то, что достойно любви и заботы и в этой любви к людям мы должны следовать за Ним.

 

Следующие записи К странице новостей