К содержимому страницы

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, яcно являя Сама на Себе и жизнь исполную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество.
Свт. Григорий Палама

 

 

Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божьей Матери. А начинается этот многодневный пост с еще одного праздника — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход».

Успенский пост достаточно коротки, продолжается он всего две недели с 14 по 27 августа (включительно). Однако по строгости воздержания Успенский пост похож на Великий пост.

Успенский пост дошел до нас с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году.

Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери. Ведь именно в праздник Успения, когда Пресвятая Дева перешла в мир Небесный, Она стала Покровительницей и Ходатаицей пред Богом за всех нас. Ради встречи этого великого праздника Святая Церковь призывает нас к духовному преображению, кротости и смирению, чтобы мы, осмыслив свои грехи, через пост и покаяние, освободившись от греховного бремени, наполнив себя верой и любовью к Господу, с чистой душой предстали пред Небесной Царицей в великий праздник Успения.

Но самое главное, что должен понимать каждый православный человек, заключается в том, что в дни Успенского поста мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери и под Ее благодатным покровом обрести покой в наших суетных, несмиренных душах и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

Святое Писание не содержит сведений ни о смерти Пресвятой Богородицы, ни о ее погребении. Возможно, кому-то это может показаться странным. Святитель Епифаний Кипрский дает этому факту следующее объяснение: «Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней.»

Вместе с тем, Святитель Феофан так описывает торжество Успения Пресвятой Богородицы: «Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, — рассказывает предание, — явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня. Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо».

Вся жизнь Пресвятой Богородицы и смиренно сделанный ей когда-то выбор, превратили ее смерть в Успение, полное веры и любви.

Следующие записи К странице новостей