К содержимому страницы

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОСТА

«Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда невоздержание в пище пресечено со смирением, то и другие страсти отсекаются в то же время».

                                                          Преподобный Ионн Лествичник

 

 

Многие задаются вопросом – как поститься? Но тут, кажется, уже все давно известно. С началом поста мы входим в спокойную, размеренную жизнь, стремясь с каждым постом подняться на новую ступеньку в своей духовной жизни. Мы четко знаем, что нам нельзя и не заглядываем в холодильник в поисках вкусной пищи, мы знаем, что нам нельзя и стараемся отказываться от увеселительных мероприятий, стараемся не посещать общественные места развлечений.

Более того, пост – время увидеть нужды и скорби ближних. Всем нам живется трудно. Но мы христиане. Есть те, кому тяжелей, чем нам. Делясь c ними собой, своим временем и силами, мы зачастую даем другим самое лучшее, что у нас есть.

И, безусловно, мы заняты размышлениями о своей жизни, о своих грехах, посещаем богослужения, стараемся чаще исповедоваться, чтобы раз и навсегда покончить со своей несмиренностью, раздражительностью, осуждением, непрощением обид ближнему, мы оплакиваем свои грехи, оплакиваем все то, что разлучает нас с Богом и нам уже даже начинает казаться, что обратной дороги в ту, греховную жизнь, больше нет…. Но пост, как и все в этом мире, имеет свойство заканчиваться. И как же не хочется растерять этот накопленный за время поста духовный багаж.

Святитель Феофан Затворник писал: «Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда по благодати Божией такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить, — бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая как огонь жжет бесов и как стрела отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, вбрасывает воспоминание о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Но поостерегись только покаянник — от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобство. Представься оно — и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный».

Так что же все напрасно? 
Неужели все наши духовны и физические труды никчемны, неужели мы с легкостью растеряем бесценные жемчужины благодати, собранными нами с таким трудом?

На этот вопрос Старец Иоанн Троицкий отвечает так: «Всякое дело благочестия и любви христианской: чтение священных книг, добрые мысли, разговоры полезные, послушание святое, благодарение в искушениях и скорбях, прощение обид – носят печать молитвы и благоухают перед Богом. Все-таки надо себя принуждать, испытывать во всем и стези изнеженности преграждать, тогда труженичество и благочестие обратятся в привычку».

Первое и самое главное, что дает нам во спасение Святая Церковь – это таинство евхаристии.

Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых. Но вся беда в том, что мы и это состояние не умеем сохранять долго, быстро растрачивая его. Мы начинаем растрачивать его даже не успевая выйти из церкви и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в таинстве Святого Причастия. Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий и причастил ее Святыми Дарами перед смертью.

Рассуждая об этом, Святой Феофан Затворник писал: «Слушай слово Божие, проповеди и поучения, читай Слово Божие, творения святых отцов и старческие книги, ищи и вопрошай, беседуй и общайся с верующими, богатыми в вере; молись, вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще исповедуйся и приобщайся Святых Тайн».

Еще один путь к сохранению драгоценного благоговения – молитва, пусть краткая, но идущая из глубины сердца.

И, конечно, смирение, смирение всем умом, всем духом, всем телом, всей душой. «Возлюби смирение, — писал святой Антоний Великий – и оно покроет все твои грехи».

Безделье и лень в труде над собой – наши первые и злейшие враги.

Авва Дорофей сравнивал труд над собой с постройкой дома. Сначала заливка фундамента, потом возведение стен, в конце – монтаж крыши, никак не наоборот. Все последовательно, без глупостей и просчетов. Использование только качественного материала и опытных строителей. Одним словом, ответственное отношение к делу и непрерывный труд, а еще контроль и надзор за выполнением работ. Именно так хороший хозяин строит дом, и человек развивается по тем же законам.

Главное, мы должны помнить, чтобы навсегда сохранить благочестие всю жизнь придется трудиться и стараться научиться исполнять Христовы заповеди.

Преподобный Силуан называл это «скучать о Господе»: «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать?..». Никогда не получится так, что Вы успокоитесь, и дар благодати навсегда поселится в Вашем сердце, в Вашей бессмертной душе.

Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Самое важное дело – учиться истинной вере», которая, как мы знаем, без дел мертва (Иак.2:17-26). Ведь только вера и любовь побуждают человека послушно исполнять заповеди Господа нашего.

Следующие записи К странице новостей