К содержимому страницы

Благовещание

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — один из самых любимых праздников русского народа.

В этот день Дева Мария благую, радостную весть, которую принес ей небесный посланник, архангел Гавриил о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная”, – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности, “благой” вестью для всего человечества после потери связи с Богом в результате грехопадения Адама и Евы.

С момента явления Архангела Гавриила Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни всего человечества.

О явлении Ангела Гавриила Деве Марии идет повествование только в Евангелии от Луки( Лк. 1:26-38).

Евангелист Лука так описывает это событие: «В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к Деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф».

Еще до рождения Марии Ее родители, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу.

Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария.

Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Она прожила в храме лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия и так возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему, поэтому и дала обет не вступать в брак.

Когда Марии исполнилось лет 14, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям, или выйти замуж. Однако Ее родители уже умерли за несколько лет до этого.

Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу.

В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13:55-56).

Так добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Явившись Деве Марии, Архангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!”

“Благодатная” — значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Архангела Гавриила и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их.

Но, как бы успокаивая Ее, Архангел   Гавриил предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего.

Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Святая Мария, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее”, то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (по образному сравнению церковной песни, Дух Святой, наподобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Архангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божьему.

Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему”.

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что дар свободной воли – это тот дар, которым Господь наделил человека.

Мы все рождены нравственно свободными и это ценнейшее свойство, возвышающее нас над бездушной природой и над животным миром.

Именно нравственная свобода дает нам возможность духовно расти, совершенствоваться а, значит, уподобляться нашему Творцу, по образу и подобию которого мы были созданы.

Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и именно в этот момент совершилась тайна, непостижимая даже для ангелов: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души.

Но не только добровольное согласие Девы Марии важно для нас, православных людей. Смирение и покорность Божьей воле, всецелое довери и упование на Него — вот то главное, к чему должен стремиться каждый из нас, вступая на поприще Великого поста и сохраняя это чувство в своем сердце, как самый драгоценный дар, полученный в результате тяжелой духовной борьбы и работы над собой.

На Руси сложилась красивая традиция, в радостный праздник Благовещания, в день, когда душа стремится к небу, выпускать на волю голубей.

Вот уже много лет эта традиция существует и в нашем храме. После Литургии, сначала настоятель Храма отец Александр, а потом, как маленькие, так и большие члены нашей приходской общины выпускают на волю красивых, белых голубей. Птицы взмывают ввысь, кружатся над нашим древним храмом, над Шереметевским парком, над нашими родными Уборами, а потом эти умные птахи, доставив всем много радости, собираются в стаю и возвращаются в свой питомник.

Чувство радости – это ключевое чувство в Благовещении. И это не просто радость от свершившейся надежды, не просто весть о зачатии Спасителя, это весть о Воплощении Бога в человеческом естестве. И в день Благовещения мы празднуем именно это чудо и тайну этого надмирного события!

В молитвах дня так часто звучит слово «радуйся», что все чувствуют себя окрыленными. И в этот день крылаты не взлетающие в небо птицы, не только небесные ангелы. Крылата сама радость, крылата сама надежда, сама благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель! Приходит тот, кто подарит людям не просто свободу, а свободу от смерти и свободу от греха!

Следующие записи К странице новостей