К содержимому страницы

Чтобы не завяла душа….

Сегодня трудно найти человека, который бы не знал про Великий пост и не пытался бы его соблюдать. А вот о летних постах многие, к сожалению, или не знают, или считают, что они не являются частью жизни православного человека.

Святая Церковь своей многовековой традицией установила четыре поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.

Два из этих постов, Петровский пост и Успенский, выпадают на лето.

Петровский пост начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы и длится до 12 июля — до дня памяти святых апостолов Петра и Павла. Продолжительность этого поста различна и зависит от того, когда празднуется Пасха.

В некоторые годы длительность поста может быть сравнима с Великим постом.

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Пятидесятница – это пятидесятый день, в который Господь после Своего исшествия из гроба, воссевши одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, совершив таким образом новый вечный завет с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, в котором место Синайского закона заняла благодать Святого Духа, подающего силы к исполнению Закона Божьего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Святые Апостолы, приняв в день Пятидесятницы Святого Духа, встали на поприще поста, чтобы в воздержании и молитве подготовиться к своей главной миссии — всемирной проповеди Евангелия

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что «пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов».

Петровский пост заповедан нам Святыми Апостолами, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользуемся после Светлого Христова Воскресения, предохранить ниву нашей плоти от терние, которое может заглушить брошенные на нее Спасителем семена веры и любви.

Второй пост, Успенский, начинается 14 августа и длится две недели. По строгости приравнивается к Великому посту, то есть требует отказа от всех продуктов животного происхождения, в том числе и от рыбы.

Как и любой другой пост — это не просто воздержание телесное, а в первую очередь смирение и испытание своей воли. Цель поста — не формальный отказ от мяса и других неразрешенных постом продуктов. Эта сторона поста является лишь помощью в достижении главной цели — искоренении в человеке всего того, что мешает его соединению с Богом и стяжания добродетелей, которые способствуют этому единству.

Митрополит Антоний Сурожский писал, что «в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения), Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

Успенский пост установлен с древних времен христианства, упоминания о нем известны с 450 года.

Завершается Успенский пост праздником, в честь которого и назван — Успением Пресвятой Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Богородица в основном жила в Иерусалиме и его окрестностях, проповедуя, как и апостолы, благую весть Воскресения Христова. Она постоянно посещала места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын, подолгу молилась в Гефсиманском саду на том месте, откуда Спасителя повели на суд и крестные страдания. Молилась Она об обращении к вере иудейского народа и о новых церквях, создаваемых апостолами в разных странах.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, не раз являвшийся Ей, чтобы возвестить веления Божии. Сияющий радостью, Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом и сообщил, что через три дня закончится путь Ее земной жизни и Господь заберет Ее в Свои вечные обители. Вернувшись с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богородица должна была преставиться.

Пылали свечи, на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми.

Вдруг комната озарилась чудесным сиянием Божественной славы и в Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников, сошел с небес и Богоматерь, не испытывая каких-либо телесных страданий, предала в Его руки Свою чистую душу.

Святая Церковь, вспоминая это событие, в одном из своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо».

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы, окруженные огромным количеством верующих, несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело.

И только апостол Фома не успел на погребение Богородицы, и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться Ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание. Пораженные этим непонятным исчезновением Богородицы, они поняли, что Господь, не дожидаясь всеобщего воскресения, взял на Небо пречистое тело.

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века — 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Святитель Григорий Палома, размышляя об успении Пресвятой Богородицы, писал: «Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество».

Вот и мы должны в этот чудесный праздник Успения радоваться не только окончанию Успенского поста, а радоваться тому, что жива в своем Успении Царица Небесная, что она, являясь нашей непрестанной молитвенницей и заступницей, каждому из нас подает утешение, подает надежду на то, что и мы, следуя примеру Ее жизни, можем сподобиться мирной и спокойной кончины, как Её безмятежное и святое Успение, которое даже и смертью назвать невозможно.

Наша земная жизнь, в контексте вечности, очень коротка, также коротка, как и уходящее лето.

А лето пора благодатная, пора цветения и благоухания. Только если земля на длительное время останется без полива, цветы завянут и перестанут радовать взор своей упоительной красотой.

Также и душа оставаясь длительное время без поста и покаяния черствеет, теряя дарованную Господом благодать.

Вот и установлены Святой Церковью летние посты, чтобы не завяла душа.

Следующие записи К странице новостей